Интерфакс,
11 апреля 2022 г.
Страхование грузов примеряется к новым маршрутам и рискам, пока - без изменения цен. Обзор
276 просмотров
Годами устоявшийся бизнес страхования грузов с марта этого года стало лихорадить, транспортным компаниям в ответ на введенные против РФ международные экономические санкции приходится пересматривать логистику, ломать маршруты доставки. Как показал опрос страховщиков, проведенный «Интерфаксом», спрос на защиту грузов остается высоким, тарифы пока не меняются, но уже проявляются новые риски. Страховщики решают проблему организации перестрахования в новых условиях после закрытия традиционных международных рынков перестрахования. Резко упала доля авиаперевозок и в ряде случаев морских в общем объеме грузоперевозок. Перевозки автомобильным транспортом, напротив, расширяются, меняется состав команды грузоперевозчиков. Страховщики ожидают обострения рисков мошенничества и противоправных действий в сфере грузоперевозок.
Весенний разлом
В последние два года четко сформировавшийся каркас грузоперевозок подвергался лишь переменам, связанным с влиянием COVID-19, которые меняли потребительский спрос, структуру формирования грузов, транспортную логистику. Однако эти изменения не имели глубинного характера. По оценкам экспертов, в среднем стоимость автомобильных грузоперевозок по итогам 2021 года выросла примерно на 20%. Согласно данным Банка России, премии российских страховщиков по страхованию грузов увеличились за прошлый год на 21,4% по сравнению с 2020 годом, подавляющая часть договоров страхования традиционно связана с защитой грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Начало 2022 года было предсказуемым, эксперты ожидали дальнейшего восстановления рынка грузоперевозок и его роста.
С марта все пришло в движение. Как сообщили «Интерфаксу» в компании »Совкомбанк страхование», «в январе-феврале 2022 года существенных изменений на рынке страхования грузов не наблюдалось. В марте ситуация кардинально изменилась и продолжает меняться практически ежедневно». Отечественная логистика оперативно подстраивается под изменения, но «пока не установились «правила игры», любые прогнозы имеют краткосрочный характер».
«Мы видим тренд на прекращение воздушных перевозок из стран ЕС (редкие авиаперевозки осуществляются с несколькими перегрузками в нейтральных аэропортах). В части морских перевозок наблюдается кратное сокращение судозаходов в порты Северо-Запада. Администрации портов ЕС отказываются принимать суда под флагом РФ. Некоторые страны (например, Финляндия) прекратили принимать грузы, перевозимые из РФ по железной дороге», - сообщили в компании.
«Страховщики принимают во внимание происходящие изменения и в новых договорах исключают из покрытия военные риски в связи с тем, что часть территорий попала в зону высокого риска (навигация в Азовском море закрыта, а в Чёрном море зафиксированы случаи обстрелов коммерческих судов, минирование). Покрываемые страховые риски никогда не распространялись на арест, конфискацию или задержание грузов, перевозимых в интересах российских выгодоприобретателей. Использование новых маршрутов перевозок также повышает степень риска», - отмечают в компании. При этом значимых перемен в ходе пролонгации договоров страхования рисков основных грузовладельцев «Совкомбанк страхование» не регистрирует. Перевозки в восточном направлении развиваются, но возникают некоторые проблемы пропускной способности транспортных коридоров, для организации бесперебойной работы создает помехи неразвитость инфраструктуры. Страховщик допускает, что в перспективе «возможно развитие транзита грузов через Казахстан и Иран».
С начала весны менялась логистика грузоперевозок, подтвердил «Интерфаксу» начальник отдела страхования грузов департамента по страхованию имущественных рисков СК «РЕСО-Гарантия» Андрей Анохин. По его наблюдениям, «больше грузов стало перевозиться внутри РФ, с Дальнего Востока, из Китая, объем перевозок морским транспортом на этом направлении увеличился».
В компании пролонгации договоров страхования грузов происходят в рабочем порядке, в настоящее время в договоры страхования грузов вносятся корректировки «в связи с исключениями некоторых территорий из покрытия. Спрос на страхование увеличился со стороны дочерних компаний иностранных фирм, поскольку перестрахование на иностранных рынках сейчас закрыто», - отметил Анохин.
По его оценкам, сегодня «автотранспорт занимает 60% в общем объеме грузоперевозок, смешанный транспорт - 35%. Авиаперевозки практически прекратились, но и ранее - до закрытия авиаперелетов - их доля была небольшой примерно 5-10%».
Невысокую долю грузоперевозок авиатранспортом эксперты всегда связывали с дороговизной, ограничениями по грузовместимости. Выбор в пользу авиации делается обычно тогда, когда нет других, более дешевых способов доставки (географическая удаленность или срочность, особенности груза). Автомобильные же перевозки традиционно занимают ведущую роль в логистике с точки зрения доступности и частоты перевозок. Они «максимально легко реализуются (заказать машину для перевозки может даже совершенно неподготовленный человек), предсказуемы с точки зрения сроков, их проще всего контролировать», пояснил агентству эксперт крупной страховой компании в области защиты грузоперевозок.
«Более того, большинство перевозок другими видами транспорта, будь то авиация, железная дорога или море, начинаются или завершаются все равно автоперевозкой (так называемые перевозки первой/последней мили). Поэтому они так популярны и занимают значимую долю в портфеле каждого страховщика. И эта ситуация вряд ли изменится в обозримом будущем», - обратил внимание он.
«Рынок грузоперевозок не замер, идет активный поиск новых партнеров и маршрутов, в том числе транзитных через другие страны», - заявила «Интерфаксу» управляющий директор по имущественным видам страхования компании «Ренессанс страхование» Марина Зюганова.
«В январе и феврале никаких новшеств на рынке не было, - сказала она. - В марте, кроме попавших под запрет перевозок и серьезного спада грузооборота с Европой, заметных изменений не происходило, по инерции продолжались перевозки в рамках контрактов 2020-2021 годов». Теперь многие международные перевозчики переориентируются на внутренний рынок, некоторые страны СНГ, Индию, Китай, Турцию, ОАЭ, Юго-Восточную Азию. «Объем перевозок из Европы существенно снизился, начинается переориентация на новые направления. Пролонгация договоров страхования грузов идет в штатном режиме, мы полностью выполняем все свои обязательства», - сказала Зюганова.
При этом, по ее словам, «демонстрируют спад все направления, которые испытывают сейчас логистические сложности (прежде всего авиаперевозки грузов, доля которых сейчас минимальна, и часть контейнерных перевозок). Напротив, отмечается рост страхования автомобильных и железнодорожных перевозок. «Обычно доля автоперевозок в портфеле страховых компаний лидирует, хотя у нескольких страховщиков основной объем приходился на морские мультимодальные перевозки, доля которых сейчас падает», - уточнила она.
Представитель «Ренессанс страхования» предположила, что «новые транспортные коридоры пока определяются, например, ушедших из РФ производителей товаров народного потребления, скорее всего, заменит Китай. В перспективе возможен рост грузооборота с ОАЭ и некоторыми из стран Европы, в том числе и по реэкспорту в Россию». Однако на создание новых каналов и поиск партнеров потребуется время. Если ситуация не изменится до конца лета, за 3-6 месяцев, рынок грузоперевозок переориентируется на новые направления.
«Такая серьезная перестройка обязательно потребует переоценки рисков (морские перевозки обычно низкорисковые, в отличие от длительных автомобильных транспортировок), - считает Зюганова. - Но точная оценка пока невозможна - нужно понимать специфику новых маршрутов». В то же время революционных изменений в договорах страхования она не ожидает: «будут корректировки по характеру грузов и по видам транспорта. Состав заказчиков меняется - уходящие из России компании заменятся новыми игроками рынка».
В компании ВСК агентству подтвердили - «рынок страхования грузов динамично меняется». Это связано не только с изменением маршрутов, но и «с ростом импорта из Азии у наших партнеров. Одновременно по ряду международных направлений объем грузоперевозок сокращается». Динамика пролонгации договоров защиты грузов в компании ВСК положительная. «В прошлом году договоры были заключены с рядом крупных клиентов, в том числе с компанией «Байкал Сервис» и другими. Продолжается интеграционная работа с крупными игроками - компаниями «Трансконтейнер» и «Союз-Логистик», привел данные управляющий портфелем по страхованию грузов и ответственности перевозчиков Страхового дома ВСК Владимир Алексахин.
Эксперты по страхованию грузов в ходе обсуждения темы отмечают, что логистика - одна из наиболее чувствительных к изменениям отраслей, но она быстро адаптируется. Уже в период пандемии COVID-19 произошли значимые изменения в структуре грузопотоков. В силу более жестких и продолжительных ограничений в Европе, сложностей с обработкой грузов в портах, неравномерного распределения контейнеров по мировым локациям еще в 2020 году отрасль определила серьезный сдвиг в пользу наземных перевозок с переориентацией на Дальний Восток и Азию. Эта тенденция продолжилась в 2021 и с высокой вероятностью сохранится в текущем году.
В компании «РЕСО-Гарантия» в перспективе ожидают всплеска интереса к страхованию грузов, «поскольку меняются логистические цепочки, уходят многие иностранные компании. Будет перераспределяться рынок поставщиков, перевозчиков, экспедиторов, которым потребуется страховая защита по грузам и по страхованию гражданской ответственности грузоперевозчика, экспедитора. Для иностранных компаний, которые остаются, будут закрыты возможности перестрахования в зарубежных перестраховочных компаниях, поэтому для российских страховщиков объем страхования будет дополнительно увеличиваться», - прогнозирует Анохин.
Как показал опрос агентства, коммерческие грузоперевозки и их страхование в Донецкую и Луганскую республики ранее не осуществлялось, не осуществляются и теперь.
Цена защиты – прежняя
Тарифы на страхование грузов с начала года не менялись. «Оснований для изменения тарифов в страховании грузов нет», - считает генеральный директор страхового брокера «Ростеха» - ООО «СБ «РТ-Страхование» Николай Галушин.
«При изменении маршрутов, увеличении транспортных цепочек, возможно увеличение стоимости страхования за счет использования большего количества видов транспорта, или в результате замены одного вида транспорта другим. Совершенно точно произойдут изменения в части запрета на предоставление покрытия в отношении военных рисков, в том числе рисков аннексии, ареста, удержания грузов по распоряжению властей отдельных государств», - пояснил он.
В СК «Ренессанс страхование» предполагают «рост издержек перевозчиков, это в основном простои (порты, таможни, сложности с вывозом). Для страховых компаний дополнительных издержек не возникло».
В «РЕСО-Гарантии» сообщили агентству, что не наблюдают изменения цен на страхование грузов и связывают это «с очень высокой конкуренцией» в сегменте. «Стабильный набор рисков сохраняется. Риск мошенничества может возрасти, как обычно это бывает в кризисные периоды экономики. По нашим условиям и правилам страхования этот риск исключается из покрытия», допускает Анохин.
Представитель «РЕСО-Гарантии» отметил, что с принятием ряда законодательных изменений, касающихся темы страхования рисков грузоперевозок, «появляется много новых клиентов по страхованию гражданской ответственности перевозчика. В том числе экспедиторы - грузоперевозчики начали больше страховать свою ответственность в связи с изменением законодательства». (Речь идет о поправках в ФЗ от 18 марта 2020 года № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 34 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и статью 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» о праве экспедитора и перевозчика грузов страховать риск ответственности по договору перевозки, экспедирования).
Анализ поведения транспортных компаний в отношении страхования выявляет два разнонаправленных тренда, обращают внимание эксперты компании «Совкомбанк страхование». Один «показывает переориентацию транспортных компаний на страхование ответственности», второй показывает, что «крупные транспортные операторы, развивая свои продуктовые линейки, сами начали активнее продвигать услугу по страхованию грузов для своих заказчиков».
Апробируя новые маршруты, «страхователи не чувствуют былой уверенности в сохранной доставке, а также возможности получения компенсации убытка со стороны зарубежных перевозчиков», количество запросов на страхование грузоперевозок увеличилось. Много обращений при международных перевозках «содержат запрос на страхование косвенных рисков, таких, как несоблюдение сроков доставки. Вырос спрос и на страхование внутрироссийских перевозок, поскольку текущая ситуация может вызвать рост криминальных посягательств на грузы», допускают в компании.
В ВСК отметили, что «андеррайтинг международных перевозок сейчас зачастую носит индивидуальный характер». Среди дополнительных рисков страховщик ожидает «увеличение количества случаев противоправных действий третьих лиц на европейских маршрутах. Уже есть случаи, когда машины наших перевозчиков были атакованы гражданскими лицами в Европе», сообщил «Интерфаксу» Алексахин.
Вся пресса за 11 апреля 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Динамика рынка, Тенденции, Страхование грузов, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|